Иконы с мемориальными надписями

Значительная часть повседневного обихода в дореволюционной России была связана с обращением к святым образам, которые окружали человека в пространстве города, храма и, конечно, дома. На крепостной стене, надвратной башне, в трактире, лавке, гостинице, больнице, гимназии, присутственном месте, церкви, часовне, домашней божнице — иконы были везде.
        Святые образа сопровождали людей от рождения до смерти: перед ними молились о даровании чада и благополучном разрешении чрева, заказывали икону небесного покровителя новорождённого, иконой благословляли на брак и самостоятельное житьё, на ратные подвиги и пострижение в монашество. Икону вкладывали в храм на помин души умершего, перед нею совершались панихиды, икона была самым дорогим и сердечным подношением на молитвенную память. Часто иконы жертвовались в храм по случаю важного происшествия в жизни христианина: спасения от гибели, исцеления, благополучного завершения какого-то дела. Сохранившиеся памятные надписи, которые владельцы нередко оставляли на полях и оборотах икон, позволяют увидеть, сколь разными были обстоятельства создания и бытования образов, как причудливо порой складывалась их судьба. 
Читать далее >>
        Наибольшее количество мемориальных надписей на иконах зафиксировано в произведениях XIX — первой четверти XX века: они становятся подробными, зачастую содержащими не только имена изографов, заказчиков и дату создания, но и обстоятельства появления или перехода к другому лицу. В этих небольших текстах отражается процесс постепенного усиления интереса к миру человека, его внутрисемейным и профессиональным отношениям.
        Равно как и в живописи XIX столетия оформляется ветвь повествовательного жанра с его наблюдением за повседневной жизнью людей, так и в иконописи увеличивается количество индивидуальных иконографий. Будучи по своей природе консервативным, базирующимся на точном следовании канонам и первообразам, церковное искусство по-своему реагировало на этот исторический разворот в сторону персонификации иконы, когда она создаётся для конкретного человека — заказчика. Пожалуй, именно в XIX веке осознаётся важность письменного закрепления имён и обстоятельств написания и бытования иконы, и памятная надпись становится её неотъемлемой частью.
Святитель Николай, архиепископ Мирликийский
1872 г.
 
Праведный Исидор Пелусиот, священномученик Киприан и мученица царица Александра
1914 г.
 
Апостолы Пётр и Павел, преподобные Пимен Великий и Моисей Мурин
Начало XX в., мастерская В.П. Гурьянова
 
Господь Вседержитель
1913 г., фабрика золотых и серебряных изделий П. А. Овчинникова
 
Введение во храм Пресвятой Богородицы
Около 1914 г.
 
Складень полковой с изображением святых апостолов Петра и Павла
Конец XIX – начало XX в. (до 1914 г.)
 
Святитель Феодосий Черниговский
1897 г. П. И. Брусников
 
Апостол Андрей Первозванный
1895 г.
 
Святитель Ермоген, Патриарх всея Руси
Около 1914 г.
 
Исцеление глухонемого
Конец XIX в.
 
Апостол Андрей Первозванный
Около 1918 г.
 
Преподобный Феодосий Тотемский
Первая половина XIX в.
 
Господь Вседержитель («Москворецкий»)
Начало ХХ в.
 
Казанская икона Божией Матери
1890-е гг. – начало XX в. (до 1902 г.), И. И. Парилов
 
Преподобный Григорий Пельшемский, с видом монастыря
Начало XX в.
 
Явление иконы святителя Николая Чудотворца князю Димитрию Донскому на Угреше
Около 1846 г.
 
Святые Трифон и Прокопий Вятские, с видом монастыря
Конец XIX – начало XX в. (до 1907 г.)
 
Святитель Николай Чудотворец (Никола Можайский)
Около 1900 г.
 
Хиландарская икона Божией Матери «Троеручица»
Между 1859–1861 гг.
 
Пророк Иоанн Предтеча
1912 г.
 
Апостол Андрей Первозванный
1886 г.
 
Троица, с преподобным Николаем Исповедником и пророчицей Анной на полях
1899 г.
 
Благоверный князь Михаил Тверской
1910 г.
 
Преподобный Феодосий Печерский
1870–1880-е гг.
 
Спас Нерукотворный
Около 1875 г. (в основе – конец XVIII в. ?) (икона); 1797 г. (оклад)
 
Святитель Димитрий Ростовский
1760 г.
 
Преподобный Тихон Калужский
Рубеж XIX–XX вв.
 
Спас Нерукотворный
Начало XX в. (до 1908 г.)
 
Спас Смоленский на фоне Московского Кремля
Первая четверть XVIII в., (икона); 1853 г., (оклад)