Иконы с мемориальными надписями

Значительная часть повседневного обихода в дореволюционной России была связана с обращением к святым образам, которые окружали человека в пространстве города, храма и, конечно, дома. На крепостной стене, надвратной башне, в трактире, лавке, гостинице, больнице, гимназии, присутственном месте, церкви, часовне, домашней божнице — иконы были везде.
        Святые образа сопровождали людей от рождения до смерти: перед ними молились о даровании чада и благополучном разрешении чрева, заказывали икону небесного покровителя новорождённого, иконой благословляли на брак и самостоятельное житьё, на ратные подвиги и пострижение в монашество. Икону вкладывали в храм на помин души умершего, перед нею совершались панихиды, икона была самым дорогим и сердечным подношением на молитвенную память. Часто иконы жертвовались в храм по случаю важного происшествия в жизни христианина: спасения от гибели, исцеления, благополучного завершения какого-то дела. Сохранившиеся памятные надписи, которые владельцы нередко оставляли на полях и оборотах икон, позволяют увидеть, сколь разными были обстоятельства создания и бытования образов, как причудливо порой складывалась их судьба. 
Читать далее >>
        Наибольшее количество мемориальных надписей на иконах зафиксировано в произведениях XIX — первой четверти XX века: они становятся подробными, зачастую содержащими не только имена изографов, заказчиков и дату создания, но и обстоятельства появления или перехода к другому лицу. В этих небольших текстах отражается процесс постепенного усиления интереса к миру человека, его внутрисемейным и профессиональным отношениям.
        Равно как и в живописи XIX столетия оформляется ветвь повествовательного жанра с его наблюдением за повседневной жизнью людей, так и в иконописи увеличивается количество индивидуальных иконографий. Будучи по своей природе консервативным, базирующимся на точном следовании канонам и первообразам, церковное искусство по-своему реагировало на этот исторический разворот в сторону персонификации иконы, когда она создаётся для конкретного человека — заказчика. Пожалуй, именно в XIX веке осознаётся важность письменного закрепления имён и обстоятельств написания и бытования иконы, и памятная надпись становится её неотъемлемой частью.