Кончина человека

Зал №4

Четвёртый зал завершает повествование о земном пути человека. «Помни о смерти и вовек не согрешишь», – один из основополагающих принципов жизни христианина. Земная часть рассматривается как подготовка к вечной, и в иконописи эта тема несомненно нашла своё отражение. К назидательным иконографиям, призванным напомнить предстоящему о важности праведной жизни и необходимости покаяния, относятся образы «Страшный Суд», «Образ предсмертного покаяния», «Ангел Хранитель, с деяниями». Читать далее >>
        Однако наряду с этими сложными, порою даже пугающими своей буквальностью и наглядностью образами, связанными со смертью, в молитвенном обиходе существовал большой пласт икон, вкладываемых в храм после кончины православного человека на помин его души. Интересно, что наравне с мерными иконами, изготавливаемыми по случаю появления человека на свет, существовали иконы, написанные по случаю кончины христианина. Чаще всего на них изображались те святые или праздники, память которым совершалась в день смерти человека. Однако известно, что в конце XIX в. с темой поминовения усопших стали связывать икону Божией Матери «Взыскание погибших». Если у членов семьи усопшего не было желания или средств заказывать специальную икону в память о покойном, они могли вложить в храм его личный молельный образ или какую-либо икону, исконно бытовавшую в семье. Именно к таким семейным образам «на помин души» относится одна из самых примечательных икон выставки – «Спас Смоленский на фоне Московского Кремля» начала XVIII в., вложенная в храм родственниками умершего Ивана Талского.