Труд иконописца

Зал №5

В пятом зале представлено лишь три иконы, на которых изображены святые апостолы и евангелисты Иоанн Богослов и Лука. В православной традиции именно эти апостолы являются небесными покровителями иконописцев. Церковное предание связывает появление первого образа Приснодевы с евангелистом Лукой. На выставке оно проиллюстрировано незаурядным памятником первой половины XVIII столетия «Евангелист Лука, пишущий икону Божией Матери».
        Апостол Иоанн Богослов стал почитаться как небесный ходатай изографов благодаря апокрифическому сказанию о бедном константинопольском мальчике, которому он даровал талант иконописца и сделал художником при императорском дворе. Это сказание стало литературной основой редчайшей иконы первой трети XIX в. – «Апостол и евангелист Иоанн Богослов, с чудом о гусаре». Читать далее >>
        Этот зал – эпилог выставки, который обращает наше внимание на ремесло иконописцев. Ведь именно благодаря мастерству изографов, большинство которых для нас навсегда останутся анонимными, русская икона по сей день является основным жанром национального искусства, прославившим её на весь мир. Иконопись очень живо реагировала на изменения в эпохах, стилях, вкусах заказчиков. Потому иконное наследие не только огромно, несмотря на все перипетии XX в., но и поистине разнообразно. В русской иконе сосуществуют мощный пласт строгой поствизантийской живописи, удивительные образцы национальной иконы позднего Средневековья, памятники живоподобного письма мастеров Оружейной палаты и их последователей, чудесные образцы барокко и рококо, классицизма, ампира, наконец, модерна. Именно в этой живой меняющейся картине русского церковного искусства заключается неугасающий интерес к нему среди зарубежных знатоков и ценителей живописи. Будучи долгое время доминирующим среди всех жанров живописи, русская иконопись впитала в себя лучшие художественные силы и таланты как художников, так и их меценатов.