Ктиторы
 
Зал №5

Стремление жертвовать на благоукрашение храмов было характерным явлением начиная с первых веков христианства. Каждый правитель считал своим долгом оставить для потомков отстроенный на личные средства храм или монастырь. Каждый архипастырь как Восточной, так и Западной Церкви брал под особое покровительство какую-либо обитель, делая богатые вклады. Традиция совершать пожертвования на переустройство и благоукрашение церквей существует и по сей день: кто-то посильно участвует копеечкой в «кружечном» сборе, иные способны оплатить целый иконостас или настенную роспись в храме. Читать далее >>
        Пятый зал выставки посвящён ктиторам — тем людям, без финансовой поддержки которых не появились бы многие памятники, представленные в залах. Тема донаторов раскрывается через оригинальную икону конца XIX века — «Пресвятая Троица (Гостеприимство Авраама), с предстоящими». Она была заказана жителями села Улома Череповецкого уезда Новгородской губернии (ныне Вологодская область) для старосты Троицкого собора в Уломе Петра Фёдоровича Адрианова. Он был состоятельным человеком, купцом 2-й гильдии, владельцем парового завода для выделки конных гвоздей в Уломе, долгое время занимал пост церковного старосты. Как следует из благодарственной надписи на нижнем поле, Пётр Адрианов «благоукрасил», то есть выделил средства на настенную живопись в Троицком храме. К сожалению, в настоящее время этот храм руинирован, от былого величия остались лишь стены с фрагментами живописи. Поэтому публикуемая икона приобретает особое историко-культурное, мемориальное значение: благодаря ей оживают события и лица 1890-х годов.
        В той же витрине, чуть выше «Троицы», экспонируется образ «Господь Саваоф», написанный на необычной круглой доске (т.н. «тондо»). Выполненный мастером, блестяще владевшим приёмами академической живописи, он является одним из главных открытий обновлённой выставки. Согласно сведениям из книги поступлений Звенигородского историко-архитектурного и художественного музея, икона «Господь Саваоф» ранее находилась в Троицкой церкви села Козино Звенигородского уезда. Хочется верить, что дальнейшие архивные исследования прольют свет на обстоятельства создания этого неординарного памятника, несомненно, связанного с жертвователями и благотворителями Троицкого храма, жившими на рубеже XIX–XX столетий.