О выставке

Выставка является совместным проектом Звенигородского историко-архитектурного
и художественного музея и Собрания русских икон
при поддержке Фонда Андрея Первозванного

Выставка посвящена иконам личного благочестия. Широко известно, что значительная часть повседневного обихода русского человека была связана с обращением к святым образам, которые окружали его в пространстве города, храма и, конечно, дома. На крепостной стене, надвратной башне, в трактире, лавке, гостинице, больнице, гимназии, присутственном месте, церкви, казарме, полковом храме, часовне, домашней божнице – иконы были везде.

Читать далее >>

Святые образа сопровождали людей от рождения до смерти: перед ними молились о даровании чада и благополучном разрешении чрева, заказывали икону небесного покровителя новорождённого, иконой благословляли на брак и самостоятельное житьё, на ратные подвиги и пострижение в монашество. Икону вкладывали в храм на помин души умершего, перед нею совершались панихиды, икона была самым дорогим и сердечным подношением на молитвенную память. Часто иконы жертвовались в храм по случаю важного происшествия в жизни христианина: спасения от гибели, исцеления, благополучного завершения какого-то дела. Сохранившиеся памятные надписи, которые владельцы нередко оставляли на полях и оборотах икон, позволяют увидеть, сколь разными были обстоятельства создания и бытования образов, как причудливо порой складывалась их судьба. Посетителям выставки предоставлена уникальная возможность ознакомиться с большим количеством мемориальных надписей, в подробности рассмотреть не только лицевую сторону иконы, но и оборот.

Пять залов выставки представляют собою последовательный рассказ о традициях бытования икон в XVII – начале XX столетия. Первый зал посвящён темам деторождения, семьи, ближайшего окружения христианина. Он начинается с родильной иконы, написанной по мерке новорождённого младенца, повествует о создании семейных реликвий и индивидуальных иконографий по частному волеизъявлению заказчика. Второй зал рассказывает о личных и общественных связях людей, иконах-благословлениях, подносных и памятных иконах, а также образах, связанных с войной. Третий зал посвящён теме паломничества – важнейшей составляющей духовной жизни православных. Четвёртый зал повествует о кончине человека. Пятый зал – это своеобразный эпилог выставки, где на примере нескольких икон раскрывается тема ремесла иконописца. Именно благодаря им, искусным «иконным изографам», большинство имён которых мы так никогда и не узнаем, претворялись в жизнь оригинальные иконографические идеи, происходили эксперименты со стилем, отражались вкусы эпохи и конкретных заказчиков.